Тема: Как вы там под снегом?
Народ, как там в ваших городах? Вот мои путевые заметки.
Москва-Ижевск. 32 часа в пути.
Мои двоюродные братья почти не помнят Россию. С раннего детства живут в Германии. И живут неплохо – весной арендовали внедорожник и отправились «дикарями» в Африку. Теперь собираются покорить на автомобиле забытую родину. Их отец, эмигрировавший программист, на это настороженно улыбается:
- Парни, Россия – это не Африка. Подумайте хорошенько.
Свою германскую родню и эти слова я не раз вспоминал по дороге из Москвы в Ижевск. Меня угораздило сесть за руль машины рано утром 27 декабря, когда столица, покрытая ледяной коркой, еще спала, а радио зевало прогнозом погоды. Первые три сотни километров я не проехал, а пролетел. Гололед и небольшая поземка только придавали поездке пикантности. К вечеру буду дома! Но ближе к Нижнему уперся в затор, в котором простоял без движения больше часа – груженая фура «подскользнулась», проломила разделительный барьер магистрали и встала поперек всей трассы М7.
После этого я насторожился и поехал аккуратней. Стал замечать легковушки со смятыми крышами на обочинах и прикрытые сугробами грузовики в кюветах. Словно сгоревшая техника где-нибудь в африканской Анголе…
Еще через пятьдесят километров – новая «пробка». На этот раз уже две попутные фуры сцепились кузовами. Все три магистральные полосы объезжали место аварии через узкий лаз, прокопанный в снегу. Второй звоночек. Что там дальше?
Под Нижним, на подъездах к городку Кстово, несколько километров еду по встречке вдоль припорошенных снегом грузовиков. Гаишники не возражают – легковые машины они пропускают, а фурам проезд за Кстово закрыт. На импровизированном блокпосте подбросить вперед просит дальнобойщик Валера.
- Вчера утром еще пускали нас, но фуры встали и теперь все! Вторые сутки уже стоим! От скуки передрались уже все, за монтировки хватаются! – размахивает он руками. – Моя «феррари» в самом начале пробки, если не угнали еще.
Попутчик спрыгивает рядом с красным грузовиком Iveco, так и не успев показать фотографию своей «невесты» из Ижевска. Я проезжаю еще метров пятьсот и за поворотом снова упираюсь в затор. Здесь стоят уже легковые автомобили. Час назад проезд закрыли и для них. Гаишники предлагают развернуться и поехать альтернативной дорогой.
- Бери на Арзамас, а там на север Чувашии. Километров 200 накрутишь, но получится быстрее, чем здесь ждать.
- Как это быстрее!? Когда здесь движение откроют? – Спрашиваю.
- К нам с той стороны прорываются. До утра точно простоим. – Улыбается гаишник, произнося эти слова уже, наверно, в сотый раз.
С пониманием, что домашней еды мне на ужин не видать, еду обратно. Дальнобойщик Валера с палкой колбасы в руке сочувственно провожает взглядом. На первом «блокопосте» еще раз уточняю, как найти объезд. Но в разговор вмешиваются другие водители, которые оттаскивают меня в сторону.
- Сейчас тебе наплетут, ага. Я в атласах этот объезд так и не нашел. Им просто надо освобождать дорогу, вот и отправляют нас обратно. – Раздраженно говорит парень с кубанским акцентом на кабриолетике Mercedes. Ему ехать за Тюмень.
Еще раз иду к гаишникам. Затем к дальнобойщикам. Снова к гаишникам.
- Достал ты уже нас. Ну, стой – жди. Скоро пропустим.
Пропустили и правда скоро – часа через три. На расчистку «федералки» вышли и военные тягачи и вся гражданская снегоуборочная техника соседних районов. Правда, часть грузовиков останется на месте еще долго. У одних кончилась солярка, в других водители закусывали колбасой не чай, а водку. Думали, что до утра, когда откроют дорогу, еще успеют проспаться.
А я решил не спать. Велик риск проснуться под снегом, посреди заново перекрытой дороги. Еду в сторону Чебоксар по трассе, забитой грузовиками. Средняя скорость – 25 км/ч. Дергаться и обгонять – опасно и бесполезно. Часа через четыре такой езды, в районе двух часов ночи, понимаю, что поспать надо. Но остановится можно только на обочине, перекрыв и без того узкую заснеженную дорогу – въезды к придорожным кафе перекрыты, а на заправках «протоптаны» только дорожки мимо колонок. Плетусь из последних сил и в сравнительно быстром, но очень скользком повороте, «теряю» машину…
Рефлексы спали, ноги-руки тоже. «Лансер» разворачивает багажником вперед и выбрасывает с дороги. Уход в сугроб оказывается очень мягким, хорошо, что не в отбойник.
За мной шла колонна автомобилей, но никто не остановился. Выбираюсь через пассажирскую дверь и начинаю копать по-собачьи – машина левой стороной днища и задней подвеской легла на снег. Минут через пятнадцать на помощь приходит молодой парень из местных жителей, быстро поднимает на ноги жителей придорожного коттеджа (глубокой ночью!). Те выходят с лопатами и вытаскивают меня в миг. Пытаюсь как-то отблагодарить, предлагаю «трофейный» виски, добытый в Москве. Не берут…
- Обалдел? У самих машины, знаем, как бывает! Ты давай, аккуратней дальше езжай, - провожают меня жители чувашского поселка, названия которого я так и не увидел.
Зато навсегда запомню Козловку. Она меня встретила уже через полчаса новым затором. Я уснул, как только остановился. Изредка, когда моторами начинали греметь фуры, я просыпался и продвигался вперед на сотню метров, объезжая тех, кто не проснулся. Меня только однажды пришлось будить – инспектор ГИБДД шел посередине дороги и стучал кулаком по крышам заспавшихся. Дорога открыта!
И снова движение на второй передаче. Уже под Казанью около семи часов утра я остановился у кафе с выразительным названием «Надежда». Поспал часок, съел лагман и поговорил с водителем автобуса.
- Как там в сторону Ижевска? Совсем плохо?
- Везде плохо, - буркнул он.
С той самой надеждой на лучшее я двинулся дальше. И уже к трем часа дня 28 декабря был дома. Дороги в Удмуртии оказались самыми незагруженными и в большинстве своем даже асфальтовыми, а не снежно-ледяными.
Как только отоспался, открыл «контакт» и оставил сообщение одному из германских братьев: «Вчера вернулся из Москвы на машине. Метет немного, но проехать можно».
Все равно они только летом к нам собирались.