Выступлю, пожалуй, с очередным докладом.
Глава14
Сначала был только один коллаж. И фоном для него я избрал павильон СССР на Всемирной выставке, проходившей в 1937 году в Париже. Узнаваемый образ, отражающий дух эпохи первых пятилеток. А дальше возник вопрос,- как объяснить появление машины в этом месте? В итоге на основе реальных объектов и событий получилась легенда.
Дату начала постройки я определил 1932–м годом. К этому времени идеи, определившие внешний вид и техническую начинку автомобилей на десятилетие вперёд, уже были воплощены в единичных проектах.
Датой окончания работы взял 1935 год, когда была открыта первая ветка Московского Метро. В Рунете нашел отличный довоенный снимок одной из станций первой линии – «Красные Ворота».
По нему были внесены изменения в фотографию более позднего времени, которая была использована для второго коллажа.
Выбирая исходники - фоны для коллажей, искал реальные фотографии, которые потребуют минимум ретуши и переделок в Фотошоп, потому, что сам знаю программу на начальном уровне и для обработки привлекал профессионала.
Если композиция первого коллажа сложилась сразу, то остальные потребовали серьезной разработки. Ракурсы были найдены после прикидки большого числа вариантов.
Постановка света оказалась непростой задачей. Сначала думал, что «по-быстрому сфоткаю» всё днём на улице, а пришлось строить минипавильон для каждого вида со своим освещением. Чтобы не спеша можно было сделать нужное количество снимков, изменяя по сантиметру высоту и расстояние от объектива до модели. Без ветра, шума и облаков.
Это постановка для кадра в промзоне Нью-Йорка.
Имитация дневного света возле станции метро.
Для последнего коллажа использовал кадр реального цветного фильма – репортажа о павильоне СССР в Нью-Йорке в 1939 году.
Также было много вариантов ракурса. Остановился в итоге на крупном плане приборной панели.
Почему то не подумал использовать довоенные художественные фильмы в качестве источника видов и аутентичных декораций. Легенда могла – бы быть другой.
Заключительный коллаж из пяти ортогональных проекций, это попытка сделать аналог репродукции как в фотоальбоме классических автомобилей.
Собственно, Легенда.
Шёл 1932 год. Формы и линии вчерашних карет и паровозов дышали мощью индустриального стиля Ар–деко. К началу второй пятилетки на автомобильном заводе ЗИС, на совещании в конструкторском бюро подотдела «Кузов» было принято решение о создании прототипа легкового автомобиля с открытым двухместным кузовом для заявки уровня мастерства на мировых автошоу. Работа была поручена небольшому коллективу увлечённых людей. При заводе в прошлом году открылся инженерный институт, и второкурсники с интересом заглядывали к мастерам, а некоторые и оставались помогать.
В процессе поиска образа автомобиля ведущий инженер проекта изучил кузова созданные в известных ателье Европы и Северной Америки. После сотни набросков им были найдены характерные линии и объёмы. А после отрисовки главных видов и основных сечений его помощники приступили к выколачиванию кузовных панелей. Недавно возведённая по проекту Шухова радиобашня, так же, нашла свое отражение в образе будущего автомобиля. Боковые поверхности капота повторили её изящную форму именуемую по научному «однополостный гиперболоид вращения».
Параллельно в КБ «Шасси» проектировалась ходовая часть. Когда кузов автомобиля уже стоял на изготовленной раме, оценить работу приехало высокое руководство. Удовлетворившись осмотром, оно поинтересовалось: «Почему нет крыши?» В ответ, что кузов изначально задумывался открытым, сказало «пусть и остается открытым, а крыша будет убираться внутрь специального отсека при ненадобности». На робкое возражение, что так ещё никто не делал, последовал спокойный ответ: «А вы - сделайте».
По правде сказать, мастер обрадовался трудной задаче и с энтузиазмом приступил к её решению. Через полгода крыша была спроектирована, изготовлена и установлена в кузов автомобиля.
После завершения покрасочных работ разгорелись споры по поводу крепления задней светотехники и номерного знака. Старший кузовщик категорически запретил «дырявить» (как он выразился) прекрасные задние крылья и украшать их всякой мишурой и излишним декором, который обретал популярность в европейских ателье как направление Goutte d'eau «капля воды». Вариант с креплением их на раму для запасного колеса он тоже забраковал. В итоге стоп-сигнал и номер установили на тонкой изогнутой стойке, приклёпанной к заднему бамперу, и все остались довольны.
Готовую машину отвезли на автовыставку в Берлине 1935 года, где её увидели и высоко оценили многие именитые кузовщики и дизайнеры среди которых были Яков Савчук и Алексей Сахновский. Было решено оставить авто при нашем посольстве в Берлине, тем более, что желающих посмотреть на чудо советского автопрома, не убавлялось.
Позже автомобиль был замечен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Один видный американский промышленник очень заинтересовался и посоветовал непременно показать эту машину американской публике через два года в Нью-Йорке, что и было сделано.
После окончания выставки в 1940 году авто отправили пароходом назад в Европу. И вот тут следы машины путаются: кто-то утверждает что авто осталось в Америке из-за ловко провернутой аферы с фальшивыми накладными, кто-то говорит о негласном подарке важному человеку. Третьи настаивают, что пароход перевозивший машину затонул в шторм, а четвёртые рассказывают: будто авто прибыло из-за океана в советское посольство в Берлине, и пропало уже после начала Великой Отечественной Войны. Ну а последние доказывают, что это всё нарисовано и выдумки и ничего такого не было и быть не могло.